Итоги года онлайн-бронирования отелей: в России установился новый лидер

В индустрии путешествий подводят итоги 2024 года: на прошлой неделе результатами поделилась система управления бронированиями TravelLine. Согласно ее данным, в России за последние годы определились два ключевых игрока в сегменте онлайн-бронирования: "Яндекс.Путешествия" и "Островок". Первенство по числу бронирований в этом году впервые ушло "Яндекс Путешествиям".

В десятку самых популярных сервисов для бронирования гостиниц вошли "Яндекс.Путешествия" (доля сервиса на рынке составила 29,2%), "Островок" (21,5%), Bronevik.com (входит в MTC, 9,4 %), Acase.ru (7,53%), Zabroniryi.ru (6,26%), 101Hotels.com (5,7%), Алеан (2,21%), Hotelbook (2,2%), Ozon (2,17%), OneTwoTrip (2,04%), "Отели в Т-Банке" (1,85%).

Бронирования по-русски

Выделение двух явных лидеров среди российских сервисов онлайн-бронирований - первый сигнал успешности импортозамещения в отрасли и свидетельство того, что рынок переходит в стадию консолидации, становится более зрелым.

Еще в 2022 году доминирующую позицию занимали Booking.com и другие зарубежные сервисы, их общая доля в онлайн-бронированиях отелей находилась на уровне 60-80%. Знание и проникновение зарубежного сервиса было настолько большим, что после практически одномоментного ухода Booking весной 2022 года многие россияне не знали, где искать отели для поездок на лето, что вызвало временный всплеск прямых онлайн-продаж на сайтах гостиниц.

На помощь - и в стремлении занять освободившуюся нишу - пришли российские компании. За короткий период десятки отечественных сервисов для бронирования отелей включились в соревнование за путешественников и отельеров. Некоторые запускались буквально с нуля, но, не выдержав конкуренции, уже успели закрыться.

На сегодняшний день большинство россиян бронируют отели именно через российские онлайн-сервисы - и их доля растет. В 2024 году, согласно TravelLine, доля таких продаж выросла с 56% до 58%. Основная причина - сокращение бронирований на сайтах гостиниц с 44% до 42% за год.

Новый лидер индустрии

Из всех онлайн-сервисов "Яндекс.Путешествия" отличаются тем, что за 3 года без Booking продемонстрировали самую заметную динамику роста. По результатам полного 2024 года они впервые стали лидером среди сервисов онлайн-бронирования отелей с долей рынка 29,2%. Но еще в январе 2022 года сервис был очень небольшим: по данным того же TravelLine, доля "Яндекс.Путешествий" составляла не более 1%.

В общей структуре бронирований рынка - включая заказы напрямую на сайтах отелей и через онлайн-сервисы, с 2022 года доля сервиса росла больше, чем в 10 раз. В январе 2022 года доля "Яндекс.Путешествий" составляла не более 1%, в мае 2022 года она увеличилась до 6-8%. В декабре 2023 года она составила 10%, а в декабре 2024 года - 13%.

Ближайший конкурент Яндекса - "Островок" находится на рынке уже более 15 лет. В 2022 году он оказался в наиболее выигрышной позиции и быстро оказался среди лидеров. Управляющий директор сервиса "Островок" Дарья Кочеткова связывает основные причины успеха сервисов онлайн-бронирования с тем, что отельеры не могут гарантировать себе 100% загрузку номерного фонда исключительно собственными каналами. "Расходы на маркетинг, продвижение, эквайринг, персонал и прочее - несоизмеримы", - отмечает Дарья.

В "Я.Путешествиях" считают, что лидерство обеспечило быстрое технологическое развитие, расширение вариантов размещения и запуск новых функций. "Мы вложили много усилий в развитие мобильного приложения, и его аудитория уже стала одной из крупнейших на отечественном туристическом рынке. Также добавились десятки тысяч апартаментов по всей стране. Помимо этого, в прошлом году мы запустили платформу "Экстранет" для отельеров и владельцев апартаментов", - отмечает руководитель сервиса Евгений Абрамзон.

Путешествие по экосистемам

Амбиции показать себя в нише путешествий и бронировании отелей есть и у многих корпораций - к относительно крупным игрокам, помимо Яндекса, можно отнести МТС и Ozon Travel. Среди начинающих и активных можно отметить Сбер и Т-Банк.

Т-Банк в этом году показывает успехи: впервые (по итогам декабря 2024 года) вошел в топ-10 онлайн-агентств по объему гостиничных бронирований - с небольшой долей в 1,85% по TravelLine. В Т-Банке считают, что большая аудитория и преимущества программы лояльности помогли компании вывести сервис покупки авиабилетов в лидеры рынка. И сейчас стоит задача вывести на этот же уровень "Отели", рассказал руководитель "Путешествий от Т-Банка" Илья Артеменко. По его словам, в 2025 году "Отели" будут одним из приоритетных направлений внутри сервиса "Путешествия".

Игроки и эксперты отрасли сходятся в одном: российский рынок сервисов бронирования отелей хоть и становится более консолидированным, но еще оформляется. Рынок остается высококонкурентным, и это играет на руку обычным туристам, которые могут рассчитывать на выгодные предложения. В "Яндекс.Путешествиях" добавляют, что текущее количество игроков и сильная конкуренция благоприятно влияет на развитие туризма в России.

Управляющий директор сервиса "Островок" Дарья Кочеткова отмечает: "В перспективе ближайших двух-трех лет возможны разные сценарии, в том числе и новые слияния, или завершения проектов в тех больших и сложных экосистемах, где они не оправдали ожиданий".

Неочевидна, например, судьба онлайн-системы МТС Travel. В декабре о СМИ сообщали о том, что Группа МТС признала неэффективным этот бизнес и не планирует вкладываться в его дальнейшее развитие. В пресс-службе сервиса сообщили о переориентации, а не закрытии бизнес-направления: "В travel-вертикаль экосистемы МТС, помимо агрегатора МТС Travel, входит отельный консолидатор Bronevik.com. Платформа напрямую работает с 85 тыс. объектов размещения по России и странам ближнего зарубежья. Эту отельную базу Bronevik.com предоставляет всем крупным российским агрегаторам (ОТА), а также сервисам делового туризма. В 2025 году мы намерены сфокусироваться на развитии бизнеса Bronevik.com, то есть усилить свои позиции в качестве онлайн-поставщика отельной базы для российских и зарубежных ОТА, business travel агентств".